Танец - совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А еще танцы - прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье. Танец - один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8-6 тысячелетиям до н.э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Тогда танцы носили анимистический характер, то есть их сюжеты складывались на основе наблюдений за животными: образно и выразительно передавались повадки зверей и птиц. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев - павлина, у якутов - медведя и т.п. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения до смерти. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Например, перед началом охоты наши предки исполняли специальный танец, который не только оттачивал охотничьи приемы и навыки, но и укреплял уверенность в успехе. (А как известно, уверенность в успехе - это уже наполовину успех.) В разных культурах изначально формировались свои танцевальные традиции - структура, содержание, типология, ритмика. ТАНЕЦ СЕНЕМ. Это старинный народный танец популярный среди Уйгуров. Он, главным образом, происходит из южного региона Уйгурстана с его развитым сельским хозяйством и культурой и плотным уйгурским населением. При формировании Уйгурской классической музыки, в Двенадцать Мукамов был включен и Senem. Таким образом, этот танец по-видимому даже старшее, чем древние Мукамы. В то же время, Senem популяризировался среди Уйгуров как независимый, отдельный танец. На свадьбах и праздниках, на вечеринках Уйгуры неизменно танцуют Senem. Старые и молодые, мужчины и женщины, родственники и друзья - все участвуют в танце. В первый день празднования свадьбы друзья с обеих сторон приглашают жениха и их родственников в их дома. Вечером жених и его друзья идут в дом невесты приветствовать невесту. Они поют и танцуют по пути в сопровождении музыкальных инструментов. При исполнении Senem люди сидят в кругу с национальным ансамблем в углу. Люди хлопают и поют в унисон танцу танцовщиц. Кроме пения знакомых старых песен, они импровизируют на новые стихи к старым мелодиям, чтобы описать праздничную сцену и их радостные чувства. Танцовщицы также могут импровизировать. Один, два, три или пять человек танцуют вместе. Темп ускоряется постепенно, пока музыка и танец не достигли кульминационного момента и выкрика людей - "Qayna! " или "Barikala!". Музыка, танцы, выкрики, бой ударных создают волнующее действо. Движения танцовщиц изящны и разнообразны, определены музыкой и темпом. Главная особенность – четкая координация различных частей тела - голова, плечи, запястья, талия и ноги. Senem развил определенную координацию различных частей тела и различных положений, чтобы выразить радостные чувства танцующих. Легкие движения ног хорошо скоординированы с танцевальным ритмом. Обычная последовательность шагов - три шага вперед и один обратно. Четвертый шаг, когда исполнитель двигает ногой по полу и откидывает ее назад – изящен и колоритен. Различия в диалекте, естественной среде, историческом фоне и обычаях сформировали различные стили Senem. Senem, исполняемый в городах отличается от их исполнения в сельских районах. Senem исполняемый в Каши типичен для южного региона и отмечен утонченными движениями. Senem Илийской долины представляет Senem северного региона. Илийский Senem, включает танцевальные элементы, заимствованные у других народностей, известен за свою смелость, резкие остановки и шутливость. Senem в Кумуле типичен для восточного региона. Его медленный темп имеет необычный ритм 5/8. Шаги уравновешены, и танцовщица обычно держит руки полусогнутыми над головой. Люди обычно так и называют - Кашгарский Senemi, Илийский Senemi, и т.д. Музыкальное сопровождение танцев - народная музыка. Она мелодична и выразительна, с поразительным ритмом. Инструменты обычно включают tembur, rawap, duttar (щипковые струнные инструменты), satar (смычковый струнный инструмент) и dup (тамбур). Темп Тамбура управляет скоростью танца. ТАНЕЦ ДОЛАН. Это старинный танец уйгурского народа с законченными формами и энергичными движениями. Танец отображает процесс охоты древних уйгуров на дикого зверя. Танец включает следующие этапы: призыв на охоту, поиск зверей с факелами, борьба с диким зверем, преследование зверя, облава и радость удачной охоты. Вечером после охоты люди садятся в круг праздновать. Вступает музыка, певцы затягивают песню, затем ручные барабаны отбивают ритм. Все встают и разбиваются на пары, обычно на мужские и женские. Барабаны ускоряют темп, танец также из плавного переходит в стремительный, партнеры начинают кружиться, соревнуясь в быстроте, наконец в центре круга остается один человек, он стремительно кружится то в одну то в другую сторону, пока не останавливается под возгласы и аплодисменты. Музыка, сопровождающая танец, называется «долан мукам», ее отличает строгая концепция и традиционный колорит степного народа. В настоящее время сохранилось девять мелодий, имеющий каждый отдельное название. ТАНЕЦ «САДЬЯНЭ». Этот коллективный танец исполняется в дни праздников или торжеств, он распространен во всей Уйгурии, особенно на юге этого региона. Садьянэ обозначает на уйгурском языке «веселье». Садьяне – непринужденный, веселый танец, число участников не ограничивается, нет и единой формы танца, каждый танцует в меру своих способностей и фантазии. Танцоры делают легкие прыжки, поочередно поднимая ноги и вращая кистями рук над головой. Музыка танца также не имеет жестких рамок, длина куплетов и перепевы часто варьируются в зависимости от обстановки. Число музыкальных инструментов также меняется, интересен и состав оркестра: это могут быть дудки «сона» разной длины, железные барабаны или разной величины ручные барабаны, а могут быть и струнные инструменты в сопровождении ручных барабанов. ТАНЕЦ «НАЗЫРКУМ». Этот танец, зародившийся в Турфане, очень популярен в районах Шаньшань, Токсун, Хами и исполняется на свадьбах, праздничных торжествах или вечеринках. Назыркум – мужской танец, исполняется двумя партнерами. Исполнители танцуют под оркестровую музыку и песню. Содержание песни не имеет отношения к танцу, она только задает тон. Сначала танцоры танцуют сами по себе, потом с нарастанием ритма начинается азартное соревнование. Зрители вокруг в такт музыке громко подбадривают танцоров. Танцевальные движения отличаются свободой, энергией, оптимизмом и юмором. ТАНЕЦ С БЛЮДЕЧКАМИ. Этот танец является одним из старинных народных танцев уйгуров. Это женский танец, очень лиричный и пластичный. Исполнительница держит на голове пиалу, а в обеих руках по блюдечку и палочке. Следуя ритму музыки танцовщица пляшет, ударяя палочками по блюдечкам. Некоторые танцовщицы исполняют цирковые трюки, например, наливают чай в пиалу на голове, или держат во рту ложку, ручкой ударяя по пиале на голове. Танец обычно сопровождается лирической народной песней, раздольной и красивой. ТАНЕЦ САБАЙ. Сабай – ударный инструмент уйгуров, представляющий собой деревянную палку полуметровой длины, на одном железном конце которой вделано два кольца. Во время исполнения музыкант, держа палку в правой руке, ударяет железным концом о правое плечо и трясет ею, при этом железные кольца издают мелодичный звук. Танец с этим инструментом и называют Сабай. Он исполняется мужчинами и довольно популярен на юге Уйгурии, а районе Кашгара. Уйгуры исполняют этот танец на веселых сборищах в честь праздника. В самый разгар веселья танцор выходит на середину, начинает танцевать, потрясая кольцами сабай и отбивая ритм под восторженные крики зрителей. Танец Сабай имеет очень четкую и быструю ритмику. ТАНЕЦ С КАМНЯМИ. «Камни» - также один видов народных ударных инструментов уйгуров. Танцоры держат в руках две каменные пластины и ударяют ими друг о друга, издавая звонкий звук. (Сегодня камни заменены стальными или алюминиевыми пластинами). Танец зародился и распространен в районах Аксу, Кашгара, Шаче, Хотан южной Уйгурии. Исполняют его мужчины, движения размашисты и жестки, звонкое стаккато каменных пластин то в быстром, то в медленном ритме играет роль сопровождения.