Уйгурская свадьба

Свадьба является наиболее ярким торжеством, которое наряду с частным имеет и социальный характер, т.к
Уйгурская свадьба

Свадьба является наиболее ярким торжеством, которое наряду с частным имеет и социальный характер, т.к. брак не только самое важное событие в жизни человека, но и означает рождение новой семьи в обществе.

Свадебную обрядность условно можно разделить на три этапа – досвадебный, свадебный и послесвадебный.

Свадьбе, как правило, предшествует сватовство. Сватовство совершается после обоюдного решения молодых вступить в брак. В качестве сватов идут отец жениха и несколько человек из числа уважаемых лиц и старших родственников, тех кому трудно отказать.

Прибыв в дом невесты, сваты сообщают о цели своего визита. Обычно, родители соглашаются не сразу. После уговоров, а иногда, и в следующее посещение сваты приходят к согласию, причем обязательным условием является необходимость получения одобрения брака со стороны близких родственников невесты. Чаще всего, это носит формальный характер, своего рода, дань уважения родственникам.

Большому «тою» предшествует «татлиқ чай» (иногда «мақул чейи», «тәзим чейи», «кичик чай»), на котором преподносят подарки родителям невесты за полученное согласие, обговаривают условия «тоя», и что является особо важным, назначают «селиқ».

«Селиқ» - это подарки для невесты, ее родителей и родственников, сюда входит и «анилиқ» - подарки жениха матери невесты, как благодарность за материнские заботы. «Возможно селиқ сменил калым, существование которого в древности засвидетельствовано в китайских летописях...».

Помимо подарков, в «селиқ» входят также все расходы, связанные со свадебным угощением в доме родителей невесты. Количество и качество размеров «селиқа» всегда были разными и определялись материальными возможностями жениха.

В настоящее время большую роль в социальной жизни уйгурской общины играет «жигит беши». Это своего рода выборная должность, на которую сходом общины назначается уважаемый человек, в совершенстве знающий все обряды и обычаи, обладающий организаторскими способностями.

Во многих общинах в присутствии сватов «жигит беши» оглашает установленные сходом размеры «селиқа», и может, в зависимости от обстоятельств, разрешить спорные моменты в пользу жениха и невесты.

Ныне иногда встречается форма брака путем умыкания невесты «қиз апқечип». Это явление связанно с несогласием родителей невесты на брак. Но как часто бывает в жизни, родители вскоре приходят к соглашению и проводят свадьбу.

Свадьба продолжается три дня. За день до свадьбы сторона жениха доставляет продукты для проведения тоя в дом невесты – «мал-гуруч». В этом день вместе с продуктами привозят молодого бычка, на рога которому повязывают белый платок, такой какой должен быть у невесты в день свадьбы.

Днем родственники жениха знакомятся с домом невесты, сдают привезенные продукты. В дом жениха и невесты приглашаются близкие родственники и друзья для нарезания моркови для плова – «савзә қалям». Вечером проводится застолье, знакомство родственников обеих сторон – «тағ мәлиси». Характерная особенность этого застолья заключается в том, что сначала родственники невесты накрывают стол для новых родственников, затем права хозяев берут на себя родственники жениха и ухаживают за стороной невесты.

Накануне свадьбы подружка невесты с матерью идут к родителям молодой с двумя подносами сладостей и с их разрешения уводят невесту к себе домой. Здесь в день свадьбы проводится девичник – «киз мэлиси». Жених также уходит в дом друга, где празднует с друзьями начало свадьбы.

Утром в день свадьбы принимают гостей, сначала мужчин, потом женщин. Свадьбе сопутствует веселье, музыка, танцы, обильные угощения.

После окончания пиршества сторона жениха начинает обряд открывания сундука - «сандуқ ечиш», при этом содержимое сундука показывают присутствующим – это приданное жениха и подарки родственников. Затем происходит показ содержимого сундука невесты, ее приданное показывает специально назначенная для этого уважаемая женщина со стороны невесты. После церемонии знакомства с приданным, сундук с содержимым и подарки передаются матери жениха.

Основным момента любой свадьбы является сам обрядом бракосочетания – «никаһ». Если раньше присутствие невесты считалось необязательным, то сейчас молодые сами повсеместно принимают участие в этом обряде. Поэтому данному обряду предшествует выкуп невесты из дома подруги друзьями жениха, которым помогает «янгә», жена брата или дяди жениха, самая бойкая и красноречивая.

Молодых привозят в дом невесты, где при свидетелях, посаженных отцов жениха и невесты, происходит обряд мусульманского бракосочетания. «Нека» проводит мулла. Молодым дают испить из чаши, где смешаны вода, соль, хлеб и сахар. Соль является символом крепости чувств молодых, сахар – сладкой жизни, хлеб – благоденствия. Кто первым съест хлеб, будет править в семье.

После завершения «никаһ» невесту увозят в дом жениха. Она прощается с родителями и получает благословление матери и отца в семейную жизнь.

Наиболее ярким моментом свадебной церемонии является обряд разжигания костра перед домом жениха, предшествующим вхождению молодой в дом супруга. Молодые,взявшись за руки, три раза обходят вокруг костра. Обряд очищения огнем должен предохранить от невзгод и принести семейное счастье. Он имеет аналогию со старинным обрядом многих тюркских кочевников обводить молодую трижды вокруг костра в юрте ее мужа. Использование огня как отвращающей силы известно у многих народов Центральной Азии.

На следующий день после свадебного тоя родители жениха приглашают к себе домой родственников молодой, друзей, знакомых и близких. Этот обычай называется по-разному, у одних - «узашка», у других – «чиләк». Он предусматривает необходимость более тесного знакомства родственников молодой супружеской четы.

В период после свадьбы молодой супруг с друзьями наносит визит старшим родственникам супруги «саламға келиш». Последние одаривают его подарками и вещами, необходимыми в обиходе.

Еще один интересный традиционный обычай бытует и поныне. Это посещение молодой супружеской парой в первую пятницу после свадьбы родителей новобрачной. Этот обычай существует у уйгуров издревле. После замужества молодая посещала свою мать каждую пятницу. В этот день мать расчесывала волосы дочери, заплетала косы. Видимо, это следует связывать с некогда существовавшим матрилокальным поселением.

Свадьба является наиболее ярким торжеством, которое наряду с частным имеет и социальный характер, т.к. брак не только самое важное событие в жизни человека, но и означает рождение новой семьи в обществе.

Свадебную обрядность условно можно разделить на три этапа – досвадебный, свадебный и послесвадебный.

Свадьбе, как правило, предшествует сватовство. Сватовство совершается после обоюдного решения молодых вступить в брак. В качестве сватов идут отец жениха и несколько человек из числа уважаемых лиц и старших родственников, тех кому трудно отказать.

Прибыв в дом невесты, сваты сообщают о цели своего визита. Обычно, родители соглашаются не сразу. После уговоров, а иногда, и в следующее посещение сваты приходят к согласию, причем обязательным условием является необходимость получения одобрения брака со стороны близких родственников невесты. Чаще всего, это носит формальный характер, своего рода, дань уважения родственникам.

Большому «тою» предшествует «татлиқ чай» (иногда «мақул чейи», «тәзим чейи», «кичик чай»), на котором преподносят подарки родителям невесты за полученное согласие, обговаривают условия «тоя», и что является особо важным, назначают «селиқ».

«Селиқ» - это подарки для невесты, ее родителей и родственников, сюда входит и «анилиқ» - подарки жениха матери невесты, как благодарность за материнские заботы. «Возможно селиқ сменил калым, существование которого в древности засвидетельствовано в китайских летописях...».

Помимо подарков, в «селиқ» входят также все расходы, связанные со свадебным угощением в доме родителей невесты. Количество и качество размеров «селиқа» всегда были разными и определялись материальными возможностями жениха.

В настоящее время большую роль в социальной жизни уйгурской общины играет «жигит беши». Это своего рода выборная должность, на которую сходом общины назначается уважаемый человек, в совершенстве знающий все обряды и обычаи, обладающий организаторскими способностями.

Во многих общинах в присутствии сватов «жигит беши» оглашает установленные сходом размеры «селиқа», и может, в зависимости от обстоятельств, разрешить спорные моменты в пользу жениха и невесты.

Ныне иногда встречается форма брака путем умыкания невесты «қиз апқечип». Это явление связанно с несогласием родителей невесты на брак. Но как часто бывает в жизни, родители вскоре приходят к соглашению и проводят свадьбу.

Свадьба продолжается три дня. За день до свадьбы сторона жениха доставляет продукты для проведения тоя в дом невесты – «мал-гуруч». В этом день вместе с продуктами привозят молодого бычка, на рога которому повязывают белый платок, такой какой должен быть у невесты в день свадьбы.

Днем родственники жениха знакомятся с домом невесты, сдают привезенные продукты. В дом жениха и невесты приглашаются близкие родственники и друзья для нарезания моркови для плова – «савзә қалям». Вечером проводится застолье, знакомство родственников обеих сторон – «тағ мәлиси». Характерная особенность этого застолья заключается в том, что сначала родственники невесты накрывают стол для новых родственников, затем права хозяев берут на себя родственники жениха и ухаживают за стороной невесты.

Накануне свадьбы подружка невесты с матерью идут к родителям молодой с двумя подносами сладостей и с их разрешения уводят невесту к себе домой. Здесь в день свадьбы проводится девичник – «киз мэлиси». Жених также уходит в дом друга, где празднует с друзьями начало свадьбы.

Утром в день свадьбы принимают гостей, сначала мужчин, потом женщин. Свадьбе сопутствует веселье, музыка, танцы, обильные угощения.

После окончания пиршества сторона жениха начинает обряд открывания сундука - «сандуқ ечиш», при этом содержимое сундука показывают присутствующим – это приданное жениха и подарки родственников. Затем происходит показ содержимого сундука невесты, ее приданное показывает специально назначенная для этого уважаемая женщина со стороны невесты. После церемонии знакомства с приданным, сундук с содержимым и подарки передаются матери жениха.

Основным момента любой свадьбы является сам обрядом бракосочетания – «никаһ». Если раньше присутствие невесты считалось необязательным, то сейчас молодые сами повсеместно принимают участие в этом обряде. Поэтому данному обряду предшествует выкуп невесты из дома подруги друзьями жениха, которым помогает «янгә», жена брата или дяди жениха, самая бойкая и красноречивая.

Молодых привозят в дом невесты, где при свидетелях, посаженных отцов жениха и невесты, происходит обряд мусульманского бракосочетания. «Нека» проводит мулла. Молодым дают испить из чаши, где смешаны вода, соль, хлеб и сахар. Соль является символом крепости чувств молодых, сахар – сладкой жизни, хлеб – благоденствия. Кто первым съест хлеб, будет править в семье.

После завершения «никаһ» невесту увозят в дом жениха. Она прощается с родителями и получает благословление матери и отца в семейную жизнь.

Наиболее ярким моментом свадебной церемонии является обряд разжигания костра перед домом жениха, предшествующим вхождению молодой в дом супруга. Молодые,взявшись за руки, три раза обходят вокруг костра. Обряд очищения огнем должен предохранить от невзгод и принести семейное счастье. Он имеет аналогию со старинным обрядом многих тюркских кочевников обводить молодую трижды вокруг костра в юрте ее мужа. Использование огня как отвращающей силы известно у многих народов Центральной Азии.

На следующий день после свадебного тоя родители жениха приглашают к себе домой родственников молодой, друзей, знакомых и близких. Этот обычай называется по-разному, у одних - «узашка», у других – «чиләк». Он предусматривает необходимость более тесного знакомства родственников молодой супружеской четы.

В период после свадьбы молодой супруг с друзьями наносит визит старшим родственникам супруги «саламға келиш». Последние одаривают его подарками и вещами, необходимыми в обиходе.

Еще один интересный традиционный обычай бытует и поныне. Это посещение молодой супружеской парой в первую пятницу после свадьбы родителей новобрачной. Этот обычай существует у уйгуров издревле. После замужества молодая посещала свою мать каждую пятницу. В этот день мать расчесывала волосы дочери, заплетала косы. Видимо, это следует связывать с некогда существовавшим матрилокальным поселением.