Уйгу́рский язы́к (кирил. Уйғурчә или Уйғур тили; МФА [ʔʊjˈʁʊrtʃɛ],ئۇيغۇر تىلى или ئۇيغۇرچە) — один из тюркских языков. Вместе с узбекским и или-тюркским образует карлукскую группу. Современный уйгурский язык или новоуйгурский является историческим и генетическим продолжением уйгурско-караханидского языка, однако, он не родственен древнеуйгурскому — языку орхонских уйгуров. Распространён в Китае, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Туркмении; небольшие группы уйгуров имеются также в Афганистане, Саудовской Аравии и Турции. Уйгуро-орхонский язык В VIII веке уйгуры, объединив ряд племен, основали государство, занимавшее значительные территории в Центральной Азии. Язык орхонских уйгуров. Древнеуйгурский язык Фрагмент произведения на древнеуйгурском-идыкутском языке уйгурским письмом «Хуастуанифт» — «Покаянная молитва», была датирована советским учёным С. Е. Маловым около 5 в. н. э. Продолжением языка орхонских уйгуров он не является, хотя и близок к нему. Вероятно, орхонские уйгуры при переселении в Восточный Туркестан встретили уже живущее там и говорящее на отличающемся языке тюркское население, на который они со временем перешли. Именно этот язык сейчас называют древнеуйгурским. Примерное время формирования языка V—VIII вв. К этому периоду относится и создание староуйгурского письма, заимствованного у согдийцев, к которым в свою очередь проник (очевидно после III в.) переднеазиатский арамейский алфавит. Известные литературные памятники на этом языке: «Алтун ярук» (буквально — блеск; полное название — «Сияющая блеском, над всеми превознесённая царь-книга»), памятник древнеуйгурской письменности. Рукопись выполнена уйгурским шрифтом. «Алтун ярук» — уйгурский перевод буддийского вероучительного сочинения с китайского языка, сделанный в 10 в. Сынгку Сели Тудунгом из г. Бишбалыка. В обширном предисловии к «Алтун ярук» содержатся 2 легенды (о правителе Кю-Тау, о принце и тигрице), обладающие несомненными литературными достоинствами. Сведения о древнем уйгурском языке приводятся в известном труде XI в. «Дивану лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгарского. Интересные данные приводит Фахр-Ед-Дин Мубарек-шах Мерверруди (начало XIII в.), указывающий на заимствование у согдийцев алфавита, лёгшего в основу уйгурской (а через него и монгольской, и маньчжурской) письменности. Уйгурско-караханидский язык Язык близкий к древнеуйгурскому-идыкутскому, но не являющийся его родственником. Эти два языка продолжительное время сосуществовали, как и два государства — Караханидовв Кашгарии и Идыкутов в Турфане. М.Кашгари, для которого уйгурско-караханидский был родным языком, называл его «хакани». До наших дней сохранилось большое количество памятников на уйгурско-караханидском языке, главным образом религиозного содержания. Наиболее интересным памятником является трактат Юсуфа Хас-Хаджиба — «Кутадгу билиг» («Кудатку билик») — «Приносящее счастье знание», датируемый 1070 годом. С политическим ослаблением Идыкутства, и последующием вхождением его в чагатайское государство, к 14-15 вв. уйгурско-караханидский язык практически вытеснил идыкутский, который остался языком религии уйгуров буддистов и несториан, а затем с обращением все большего количества турфанских и кумульскихуйгуров в Ислам и вовсе исчез. В Мавераннахре с завоеванием его караханидами в 10 в., где доминирующими были иранские языки, уйгурско-караханидский язык постепенно вытеснял иранские языки, что заметил ещёКашгари, отметив, что «в городах жители всё больше разговаривают на тюркском, есть жители говорящие только по-тюркски, есть жители говорящие и по-тюркски и по-ирански, но нет жителей говорящих только по-ирански». Продолжением уйгурско-караханидского является средневековый чагатайский язык, и современные новоуйгурский и узбекский языки. Современный уйгурский язык Географическая распространённость современного уйгурского в Уйгурстане(ВТР) Уйгурский, наряду с узбекским, является продолжением чагатайского языка — среднеазиатского литературного лингва-франка. Типологически новоуйгурский далёк от древнеуйгурского и не является прямым его продолжением. Чагатайский язык продолжал использоваться уйгурскими авторами как письменный язык даже в начале XX века (например, историком Мусой Сайрами в его работе «Та’рих-и амнийа»), хотя, как отмечают исследователи, язык поздних чагатайских рукописей испытывал значительное влияние современного уйгурского языка. Становление современного языка происходило в сложных географических условиях таримского бассейна. Отдалённость друг от друга, плохая связь, а иногда и политическая разобщённость оазисов Туркестана не способствовали формированию единого стандарта языка. Начало активного развития уйгурского языка исследователи относят к XVII веку. До второй половины XVIII века домининирующее положение занимал кашгарский диалект, а позднее на первый план вышел илийский таранчинский диалект. Эти два диалекта (сейчасговоры) и стали прообразами литературного новоуйгурского языка. Современный литературный уйгурский язык (һазирқи заман әдәбий уйғур тили) начал формироваться с середины 30-х годов XX века на основе общенародного живого языка (центрального диалекта). Сам термин «уйгурский» в применении к языку населения Восточного Туркестана появился лишь после 1921 года, когда в Ташкенте прошёл съезд (курултай) представителей уйгурской интеллигенции, на котором, по предложению профессора Малова, наименование «уйғур» было восстановлено в качестве этнонима оседлого тюркоязычного населения Восточного Туркестана[6]. До этого жители оазисов именовали себя и свою речь по месту проживания, то есть қәшқәрлик и қәшқәр тили — «кашгарцы» и «кашгарский язык»,турпанлиқ — «турфанцы», таранчи и «тәрәнчи тили» (дословно «земледельцы») — «жители илийского края» и «таранчинский язык» и т. д. Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» — это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов[7]. Нет точных данных о количестве говорящих на уйгурском в мире, по разным оценкам от 7,595 млн., 8,788 млн. Распространён в основном в Уйгурстане (СУАР) КНР, где пользуется статусом государственного языка (языка администрации, делопроизводства и т. п.). По данным переписи 2010 года в Китае проживало 10 млн. 69 тыс. уйгуров[12]. В СУАР уйгурский, наряду с китайским, является языком межнационального общения, особенно среди населения, исповедующего ислам (то есть казахов, киргизов, таджиков, татар,хуэйцзу и др.).